Групповые методы профилактики

Групповые методы профилактики основных стоматологических заболеваний рассчитаны на применение в отдельных группах, в основном организованного детского населения — в детских садах, школах и в женских консультациях.

Особенности групповых методов профилактики заключаются в умении организовать профилактическую работу, выбрать необходимые средства профилактики и обеспечить длительность и постоянство их применения.

Групповые методы профилактики основных стоматологических заболеваний рассчитаны на применение в отдельных группах, в основном организованного детского населения — в детских садах, школах и в женских консультациях.

Особенности групповых методов профилактики заключаются в умении организовать профилактическую работу, выбрать необходимые средства профилактики и обеспечить длительность и постоянство их применения.

Для организации работ в группах необходимо выполнение следующих этапов.
1. Определение учреждений, где будет проводиться профилактика стоматологических заболеваний.
2. Получение разрешения от органов народного образования, здравоохранения, руководства учреждений на проведение мероприятий (заключение договора или издание приказа).
3. Выбор медицинского и педагогического персонала для осуществления профилактической работы.
4. Эпидемиологическое обследование детей для выяснения уровня стоматологической заболеваемости.
5. Выбор и оснащение помещений для занятий. На этом этапе необходимо также выбрать необходимые средства и предметы гигиены полости рта, выделить места их хранения, предусмотреть наглядные пособия и др.
6. Определение характера, объема и последовательности профилактических мероприятий. Этот раздел должен учитывать данные эпидемиологического обследования, изучения климатогеографических особенностей местности, состава воды, водопотребления, характера питания.

При выборе средств профилактики основное значение придают содержанию фтора в воде и ее жесткости, количеству сахара в пище и способу его потребления, уровню естественной инсоляции, наличию в пище солей кальция, естественных витаминов, молока и молочных продуктов, уровню гигиены полости рта, оценке знаний детей о ней, заболеваниям зубов и их причинам.

На основе всего изложенного должны быть составлены план и перечень профилактических групповых мероприятий. К ним могут быть отнесены в качестве обязательных:
• гигиеническое воспитание и обучение гигиене полости рта;
• применение фторидсодержащих зубных паст (при дефиците фторидов в воде);
• витаминизация диеты, особенно зимой и весной;
• внедрение культуры потребления углеводов, включение в питание твердых овощей и фруктов для улучшения самоочищения полости рта;
• включение в диету в качестве постоянного продукта молока и молочных изделий;
• инсоляция детей, особенно в условиях сурового климата;
• санация полости рта. Как методы выбора можно рекомендовать использование таблеток фторида натрия (ежедневно 0,2 мг не менее 250 дней в году), нанесение на зубы фторлака, полоскание растворами фторидов;
• проведение санпросветработы с педагогами, родителями и медработниками школ. Без этой работы эффективность всех мероприятий останется низкой;
• осуществление периодического контроля за проведением всех профилактических мероприятий;
• повторное ежегодное эпидемиологическое обследование, определение эффективности профилактических мероприятий и внесение в них корректив.

Групповые профилактические стоматологические методы не исключают ни индивидуальных, ни коммунальных методов профилактики. Но следует помнить, что в условиях применения коммунальных методов профилактики допустимо использование дополнительно лишь одного метода групповой или индивидуальной профилактики с применением фторида. При этом гигиена полости рта — наиболее эффективное мероприятие.